ТРИЗ в образовании - помощник или помеха?
Расскажем кратко, что такое ТРИЗ, откуда взялась эта теория и какие споры ходят вокруг нее сегодня...
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, — набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий. Идея ТРИЗ заключается в том, что разные технические задачи являются техническими противоречиями, которые могут быть решены одними и теми же методами. Для решения конкретной задачи пользователи ТРИЗа сначала приводят задачу к обобщённому виду, затем обобщённую задачу пытаются решить подходящим общим методом, и только потом возвращаются к конкретной задаче и пытаются применить к ней найденное решение.
Первая версия ТРИЗ была разработана советским инженером-изобретателем Генрихом Альтшуллером, который работал в патентном бюро и там проанализировал 40 тысяч патентов в попытке найти закономерности в процессе решения инженерных задач и появления новых идей. По мнению Альтшуллера, первый шаг на пути к изобретению — переформулировать ситуацию таким образом, чтобы сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения. После этого можно переформулировать изобретательскую ситуацию в стандартную мини-задачу: «согласно ИКР (идеальному конечному результату), всё должно остаться так, как было, но либо должно исчезнуть вредное, ненужное качество, либо появиться новое, полезное качество». Основная идея мини-задачи в том, чтобы избегать существенных (и дорогих) изменений и рассматривать в первую очередь простейшие решения.
Формулировка мини-задачи способствует более точному описанию задачи:
  • Из каких частей состоит система, как они взаимодействуют?
  • Какие связи являются вредными, мешающими, какие — нейтральными, и какие — полезными?
  • Какие части и связи можно изменять, и какие — нельзя?
  • Какие изменения приводят к улучшению системы, и какие — к ухудшению?
По сути, придуманный им алгоритм сам по себе является изобретением.


Интерес к теории о том, что творчество может быть основано на алгоритмах, вызвал много расхожих мнений. И это было неизбежно - ведь, казалось бы, творчество и шаблон - противоречивые понятия. Но в этом и смысл теории Альтшуллера - найти противоречие, усилить его и разрешить.
Именно поэтому появилось как большое количество последователей Генриха, так и оппонентов. По всей России стали появляться новые школы ТРИЗ, которые отличались своим подходом, и работали совершенно в различных областях, не всегда близких к производству и инженерии.
24/июня/2024

По всем вопросам свяжитесь с нами, написав на эл.почту:

E-mail:kreativno.itochka@yandex.ru



© All Right Reserved. My company Inc.

Made on
Tilda